Генератор
цветовых
схем

Всё о цвете

 


Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"
 



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




Поздний академизм


(по-французски — academisme)

Рождение Венеры (Уильям Бугро)Направление в изобразительном искусстве, сложившееся в художественных академиях XVI—XIX в. и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства.

Поздний академизм способствовал систематизации художественного образования, закреплению классических традиций, которые им превращались, однако, в систему "вечных" канонов и предписаний. Считая современную действительность недостойной "высокого" искусства, академизм противопоставлял ей вневременные и вненациональные нормы красоты, идеализированные образы, далёкие от реальности сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории), что подчёркивалось условностью и отвлечённостью моделировки, цвета и рисунка, театральностью композиции, жестов и поз.

Являясь, как правило, официальным направлением в дворянских и буржуазных государствах, поздний академизм обращал свою идеалистическую эстетику против передового национального реалистического искусства.

Первые академии художеств появились в Европе в XVI—XVII в. Болонская академия основана около 1590 г., французская Королевская академия живописи и скульптуры — в 1648 г., в 1692 г. появляется академия в Вене, в 1694 г. — в Берлине и т.д.

В России Академия художеств (официальное название — Академия трех знатнейших художеств) основана в 1757 г. по проекту И.И. Шувалова. В 1764 г. в царствование Екатерины II стала — Императорской академией художеств. Тем самым был окончательно закреплен ее статус государственного учебного заведения и правительственного учреждения.

В основе деятельности европейских академий лежит строго регламентированная система обучения, направленная в итоге на создание большого стиля, прославляющего государственную власть и правящую династию.

Продажа рабыни (Жан Жером)В качестве эталона избирается искусство античности и итальянского Возрождения. Отсюда — приверженность к монументальным формам и то внимание, какое в академической системе образования уделяется классическому рисунку, а также умению построить композицию, применяя правильную — итальянскую — перспективу. До тех пор, пока академическая система способствовала формированию художественных национальных школ и воспитанию талантливых кадров, академии справедливо считать явлением прогрессивным.

Однако, начиная с середины XIX в. принятая в этих официальных учебных заведениях система ценностей, далекая от реальной жизни, ориентированная на идеальные представления о красоте, пришла в явное противоречие с развитием живого художественного процесса, что и привело к открытым протестам со стороны молодых демократически настроенных художников, вроде "бунта четырнадцати" в Петербургской Академии художеств в 1863 г.

Молодежь выступала против обязательных в академической практике тем для программ (дипломных работ), которые полагалось писать на мифологические, исторические или библейские сюжеты, игнорируя события современной жизни как предмет, недостойный искусства. Именно в этот период понятие «поздний академизм» приобрело негативный характер, обозначая совокупность догматических приемов и норм.

В настоящее время академическое искусство не является больше официальным, господствующим. Существует наряду с другими направлениями, наиболее последовательно сохраняя и развивая классические традиции национальной школы.

Термин «академизм» понимается и расширительно — как любая канонизация, обращение в непреложную норму идеалов и принципов искусства прошлого. В этом смысле говорят, например, об академизме некоторых школ эллинистической и древнеримской скульптуры (канонизировавших наследие древнегреческой классики) или ряда художников новейшего времени, стремившихся возродить концепции исторически изживших себя школ и направлений.

Нимфы (Уильям Бугро)
Нимфы. Уильям Бугро.

Последний день Помпеи (Карл Брюллов)
Последний день Помпеи. Карл Брюллов.

Клеопатра (Александр Кабанель)
Клеопатра. Александр Кабанель.






A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
© 2008-2021, Сайт "Всё о цвете". Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на сайт Всё о цвете. Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите эту ссылку на своем сайте.