Каратыгин Петр Андреевич
(11 июля 1805 г. - 6 октября 1879 г.)
Русский драматург, актёр, педагог. Родился в Петербурге. Сын Андрея Васильевича и Александры Дмитриевны, брат Василия Андреевича Каратыгиных. Окончив Петербургское театральное училище в 1821 г., где учился сначала в классе балетмейстера Дидло, затем в драматическом отделении, Каратыгин в течение всей жизни играл на сцене Александрийского театра. Исполнял преимущественно комедийные и водевильные роли: Загорецкий "Горе от ума", Замухрышкин ("Игроки" Гоголя), Фон Фонк ("Холостяк" Тургенева). Играл в собственных водевилях — Сен-Феликс ("Чудак-покойник, или Таинственный ящик"), Клейстер ("Булочная") и многих других. Как актёр, по отзыву Белинского, Каратыгин имел "талант односторонний, годный не для многих ролей, но тем не менее весьма замечательный"
В истории русского театра Каратыгин известен главным образом как автор водевилей (написал 73 пьесы, в т.ч. 46 водевилей; первый — "Знакомые незнакомцы", 1830 г.). Наибольший успех имели: "Заёмные жёны, или Не знаешь, где найдёшь, где потеряешь" (1834 г.), "Дом на Петербургской стороне, или Искусство не платить за квартиру" (1838 г.), "Ложа 1-го яруса на последний дебют Тальони" (1838 г.), "Чудак-покойник, или Таинственный ящик" (1841 г.), "Булочная, или Петербургский немец" (1843 г.), "Вицмундир" (1845 г.) и др. Большинство водевилей Каратыгина — переводы и переделки иностранных пьес и русских повестей.
Известность Каратыгина, как водевилиста, не уступала известности Ф.А. Кони и Д.Т. Ленского. Он брал "сюжеты", как и они, в французских водевилях, но, тщательнее обрабатывая их, вносил в них черты русского, вернее - петербургского быта. Публика с удовольствием смотрела его переделки, уснащенные каламбурами, остротами, намеками на современную жизнь и на отдельных лиц. Многие его куплеты, стишки, эпиграммы повторялись петербуржцами, а отдельные выражения входили в пословицы.
Пьесы Каратыгина отличаются занимательностью, живым, остроумным диалогом, актуальными сюжетами, рисующими петербургские нравы. Их героями являются преимущественно мелкие чиновники, купцы, бедняки-интеллигенты, крепостные крестьяне. В водевиле "Дом на Петербургской стороне..." Каратыгин изображает благородного бедняка-чиновника, который мстит домовладельцу за издёвки над такими же бедняками, как он. Чиновничий быт метко изображён в очень популярном водевиле Каратыгина "Вицмундир". Сатиру на разоряющееся дворянство представляет водевиль "Дон Ранудо ди Калибрадос, или Что за честь, коли нечего есть" (1833 г.). Беспринципных критиков Каратыгин вывел в "Знакомых незнакомцах".
В водевиле "Сентябрьская ночь" (1830 г.) Каратыгин говорит о несправедливости к эксплуатируемому крестьянству. В то же время пьесы Каратыгина не поднимаются до обличения политики самодержавия. Ограниченность взглядов Каратыгина особенно ярко сказалась в водевиле "Натуральная школа" (1847 г.), который в сущности был направлен против реализма в русской литретатуре. Драматургическую деятельность Каратыгин продолжал до конца жизни (последнюю комедию "Козёл отпущения" написал в 1878 г.). Каратыгин вёл педагогическую работу в Петербургском театральном училище (1832—1838 г.). Время заведования Каратыгиным Петербургским театральным училищем было наиболее блистательной эпохою этого учреждения. Каратыгин угадал в юном Мартынове-декораторе будущий талант и перевел его в драматический класс. Подготовленные им к сцене Максимов, Марковецкий, Громова и многие другие долго прославляли своей деятельностью русский театр.
С конца 1850-х годов Каратыгин, как актер, стушевывается; его симпатии были на стороне традиций классического вкуса, и он недолюбливал бытовой репертуар, отдавая предпочтение Мольеру, Бомарше, Шеридану, Гольдони. С 1872 по 1879 г. Каратыгин помещал в "Русской старине" интересные и важные для истории театра "Воспоминания" о той поре, в которой жил и действовал. После его смерти они пополнены его сыном Петром и изданы под заглавием "Записки П.А. Каратыгина" (СПб., 1880 г.); ими пользовался А.И. Вольф для своей "Хроники петербургских театров". Свои пьесы он предоставлял антрепренерам даром, отказавшись вступить в общество драматических писателей.
В.А. Каратыгин. Брат Петра Андреевича.
|
Петербургское театральное училище.
|
П.А. Каратыгин.
|