Барбизонская школа
(от названия деревни Барбизон во Франции)
Группа французских мастеров реалистического пейзажа 30—60-х годов 19 века. Получила название от деревни Барбизон (по-французски Barbizon) близ леса Фонтенбло (к юго-востоку от Парижа), где подолгу работали ряд входивших в группу художников ("барбизонцев"). Барбизонская школа возникла в условиях подъёма демократического движения, формирования национального реалистического искусства и кризиса академической и романтической школ.
В противовес идеализации и условности "исторического пейзажа" академистов и романтическому культу воображения. Барбизонская школа утверждала эстетическую ценность реальной природы Франции — лесов и полей, рек и горных долин, городков и деревень в их обыденных аспектах. Последовательно создавая реалистическую систему пейзажа-картины, барбизонцы опирались на наследие голландской живописи 17 в. и английских пейзажистов начала 19 в. — Дж. Констебла и Р. Бонингтона, но прежде всего, развивали реалистические тенденции французской пейзажной живописи 18 и 1-й четверти 19 веке. Особенно Ж. Мишеля и передовых мастеров романтической школы — Т. Жерико, Э. Делакруа, П. Юэ.
Освобождая пейзаж от нормативных схем, непосредственно наблюдая и изучая различные местности Франции (кроме Барбизона, мастера школы работали во многих районах Иль-де-Франса, Пикардии, Нормандии, Бургундии, Оверни, Дофине и др.).
Стремясь к индивидуализации пейзажных мотивов, к изображению многообразных состояний природы, света и воздуха, барбизонцы придавали большое значение художественному обобщению, одухотворённости пейзажа, его эмоциональной и зрительной цельности, связи природы с повседневной жизнью простых людей. Работа с натуры над этюдом, а подчас и над картиной, интимное общение художника с природой сочетались у барбизонцев с тягой к эпической широте образа (иногда не чуждого своеобразной романтизации и героичности), а камерные картины чередовались с большими пейзажными полотнами. Барбизонская школа систематично разработала методику тональной живописи, сдержанной и нередко почти монохромной, богатой тонкими Валёрами, световыми и цветовыми нюансами; спокойные коричневые, бурые, зелёные тона оживляются отдельными звонкими акцентами. Композиция пейзажей Барбизонская школа естественна, но тщательно построена и уравновешена.
Старшее поколение барбизонцев — Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н.В. Диаз — акцентировало героические начала пейзажного образа, пластичность, материальность изображений, эмоциональную роль освещения, сохраняя определенную связь с романтической школой.
Крупнейший представитель младшего поколения — Ш.Ф. Добиньи — больше внимания уделял непосредственности впечатления, точной фиксации состояний световоздушной среды. Ряд барбизонцев и близких к ним мастеров, как К. Труайон, Ш. Жак, Р. Бонёр, придавали самостоятельное значение жанровым и анималистическим изображениям в пейзаже, которые у ведущих художников школы органически вплетались в ткань картины.
Близость к Барбизонской школе обнаруживают многие французские художники 19 в., в том числе К. Коро, в ряде своих пейзажей вплотную смыкающийся с принципами школы. Ж.Ф. Милле, многие годы работавший в Барбизоне, был особенно тесно связан с Барбизонской школой Велико влияние Барбизонской школы на последующее развитие реалистического пейзажа как во Франции (Г. Курбе, Э. Буден), так и в других странах (голландец Я.Б. Йонгкинд, бельгиец И. Буланже, венгры М. Мункачи и Л. Паал, поляк Ю. Шерментовский, румын Н. Григореску, американский пейзажист Дж. Иннесс, русские пейзажисты А.П. Боголюбов, А.К. Саврасов, Ф.А. Васильев и др.).
Вид на Барбизон. Теодор Руссо. 1850 г.
|
Анжелюс. Жан-Франсуа Милле.
|
Вид в окрестностях Гранвиля. Теодор Руссо.
|