Sentimentalizm (Сентиментализм)
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (франц. sentimentalisme, от sentiment — «чувство, ощущение, чувствительность, чуткость»; лат. sensus — «чувство, ощущение») — мироощущение и тенденция мышления, направленная на выявление, усиление, подчеркивание эмоциональной стороны жизни. Подобные эмоции можно прочитать между строк знаменитых писем Д. Дидро о парижских художественных выставках.
Французский философ воспевает свою любимую картину — пошловатое произведение Ж.-Б. Грёза «Девушка, оплакивающая мертвую птичку». Его описания заставляют вспомнить эротическое стихотворение Катулла.
Искусственной экзальтацией отличаются и другие картины Грёза – «Наказанный сын», «Паралитик, или плоды хорошего воспитания». Слащавость и поверхностная стилизация под античность (без понимания архитектоники античной скульптуры) свойственны модным в свое время произведениям А. Кановы и Б. Торвальдсена.
Качества сентиментализма присущи и выдающемуся мастеру стиля Рококо Ф. Буше, и тяготевшим к классическим идеалам Фрагонару и Ж.-Б. С. Шардену. Не избежал сентиментализма прекрасный скульптор-классицист К.-Ф. Мишель, прозванный Клодионом. Многие камерные произведения Э.-М. Фальконе, который работал на грани Рококо и Неоклассицизма, также сентиментальны. Сентиментализм не без основания считают предтечей Романтизма в искусстве начала XIX в. Однако Романтизм характеризуют возвышенная духовность и истинно религиозное чувство; сентиментализм — «снижение идеалов» до обыденности.
В русле сентиментальной идеологии развивалось искусство «пейзажных» парков. В России и Англии — странах, где хронология художественных стилей запаздывала, в сравнении с Францией и Италией, — сентиментальные тенденции соединялись и с Классицизмом, и с Романтизмом. Наиболее ярко это проявилось в портретной живописи: в творчестве Т. Гейнсборо в Англии, в портретах работы Д. Г. Левицкого и В. Л. Боровиковского в России. Однако идеологии Классицизма, особенно в России, и сентиментализма противоположны. На одном полюсе — служение высоким, гражданским идеалам, самопожертвование, на другом — самодостаточность личных переживаний.
И хотя сентиментализм не отличается целостностью художественного стиля, со временем в живописи и скульптуре сложились формальные качества, по которым узнаются сентиментальные произведения: мягкость и тонкость тональных переходов, пластичность, воздушность моделировок (сравн. сфумато), утонченность линий, характерные «нежные» краски: голубая, розовая, «пастельная».
Сентиментализм породил моду на миниатюрную живопись, медальоны с портретами и девизами, табакерки, шкатулки из слоновой кости. Императрица Жозефина в начале XIX в. ввела моду на античные камеи. Эти увлечения дополняли «домашние» искусства, женские рукоделия: живопись акварелью, в том числе по шёлку, шитье бисером, расписные экраны.
Д.Г. Левицкий “Портрет А.Д. Левицкой“ 1785 год.
|
Д.Г. Левицкий “Портрет А.Ф. Кокориновой“.
|
Д. Г. Левицкий “Портрет А. Д. Ланского“.
|