Каразин Николай Николаевич
(ноябрь 1842 г. — 19 декабря 1908 г.)
Русский художник-баталист и писатель, участник Среднеазиатских походов. Академик живописи. Внук общественного деятеля, основателя Харьковского университета, Василия Назаровича Каразина и известного русского историка, автора «Деяний Петра Великого» Ивана Ивановича Голикова.
Н.Н. Каразин родился в ноябре 1842 года в слободе Ново-Борисоглебской Богодуховского уезда Харьковской губернии. До десяти лет Николай воспитывался в подмосковном имении своей бабки, племянницы известного русского историка И.И. Голикова, автора «Деяний Петра Великого». Затем учился в Московском кадетском корпусе, из которого в 1862 году был выпущен офицером в Казанский драгунский полк. Но военная карьера не прельщала молодого офицера. Прослужив три года, чувствуя склонность к живописи, Н.Н. Каразин выходит в отставку и поступает вольнослушателем в Академию художеств, затем вновь возвращается на военную службу и принимает участие в бухарском походе. В Туркестане он познакомился с художником В.В. Верещагиным, генералами Черняевым, Скобелевым, Столетовым, с которыми встречался позже во время русско-турецкой войны.
Крайне впечатлительный и наблюдательный, Каразин с особым интересом истинного художника присматривался к новой для него природе Средней Азии, к типам и нравам туземцев. Военные походы дали ему возможность близко изучить быт русского солдата. Первые его рисунки, воспроизведенные в политипажах, были помещены во «Всемирной Иллюстрации» за 1871 г. Также Каразин создал первые в России художественные почтовые открытки, изданные Общиной св. Екатерины. В 1874 и 1879 г. Каразину, как знатоку края, было предложено Русским географическим обществом принять участие в научных экспедициях в Центральной Азии для исследования бассейна Амударьи. За рисунки, которые были приложены к журналам этих экспедиций, Каразину были присуждены высшие награды на географических выставках Парижа и Лондона, он избирается членом Русского географического общества.
Вместе с боевыми наградами (в том числе, и с золотым оружием с надписью «За храбрость») Каразин привез в столицу множество рисунков, записок, впечатлений – богатейший материал, послуживший основой его дальнейшей творческой деятельности. В то время, главной темой его творчества стала Средняя Азия. По его рисункам, картинам и рассказам не одно поколение изучало загадочный Восток. В акварельной живописи Каразин создал свой особый стиль. Его картины и рисунки можно сразу узнать: сильные световые эффекты, яркие контрасты, особенный несколько мрачный колорит, великолепная композиция и бесконечная фантазия. С особым мастерством Каразин изображал лошадей, в чем с ним мог соперничать только Сверчков.
Николай Николаевич выступил как художник и писатель почти одновременно, затем всю жизнь удачно сочетая два эти дарования. Сотрудничая в лучших иллюстрированных журналах того времени, Н.Н. Каразин сумел быстро снискать себе славу хорошего рисовальщика. «В России едва ли найдется иллюстрированный журнал, который не пользовался бы когда-либо художественными услугами Николая Николаевича Каразина, – отмечали газеты, – Для него нет такой темы, которой не мог бы трактовать в рисунке».
Каразин был первым иллюстратором Ф.М. Достоевского, также иллюстрировал произведения А.С. Пушкина, Н.И. Гоголя, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого и многих других писателей. Он создал первые художественные открытки, которые были выпущены Общиной Святой Екатерины. Он был одним из первых наших художников, который полностью посвятил себя иллюстрации, рисуя не отдельные картинки к литературным произведениям, но стараясь передать «строй», «стиль» книги. Кроме того, Каразин был первым русским художником, который, как Гюстав Доре, рисовал кистью непосредственно на деревянной доске, создавая тоновые гравюры на дереве.
На основе своих азиатских впечатлений, Н.Н. Каразин написал несколько занимательных приключенческих повестей. Литературные произведения Каразина составляют 25 томов, многие из них сначала появились в журнале «Дело» 1880-х годов. Большинство его повестей и рассказов посвящено художественному изображению жизни на нашей окраине среднеазиатского востока. Лучшими и наиболее известными из повестей считаются: «На далеких окраинах», «Погоня за наживой», «Двуногий волк», «В камышах» и другие. В них много места уделено и военным событиям из эпохи завоевания туркестанского края. Один из крупнейших романов Каразина — «В пороховом дыму» — посвящен войне за освобождение Сербии.
Еще большей известности Н.Н. Каразина, как художника и литератора, способствовало его участие в освободительной русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Называя себя солдатом-художником, Н.Н. Каразин стремится создать такие картины, которые прославили бы русское оружие. В своих произведениях художник с особой любовью изображает природу – «Вечерняя заря», «Утренний туман», «Перед дождем», народные бытовые сцены – «Пахота», «Жатва», «Сенокос».
Н.Н. Каразин был одним из основателей и на протяжении многих лет активным участником Общества русских акварелистов, он оказался и одним из первых дизайнеров, занимаясь, как тогда говорили, «улучшением изящной промышленности». В 1879 году Каразин избирается членом Русского географического общества, а в 1907 году – членом Академии художеств. Значителен вклад художника и в иллюстрацию детской книги. Им были написаны и оформлены своими рисунками «Путевые воспоминания старого журавля», изданные в 1890 году.
С весны 1907 года по 19 декабря 1908 года Николай Николаевич проживал в Гатчине. Доктора посчитали, что более сухой воздух по сравнению с Лиговом, где была его дача, облегчит страдания от болезни сердца и легких. Николай Николаевич умер в Гатчине 19 декабря 1908 года. Похоронили его с воинскими почестями на кладбище Александро-Невской лавры.
На базар. На реке Сыр-Дарья. Н.Н. Каразин. 1891 г.
|
Иллюстрация к былине "Илья Муромец". Н.Н. Каразин. 1906 г.
|
Открытка авторства Н.Н. Каразина.
|