Беспредметное искусство
Завершение левого формализма по пути к отысканию «абсолютного искусства». В развитии буржуазного искусства конца прошлого столетия во все более ясных формах выявлялось стремление художников к отходу от простого показа явлений и предметов как они есть, какими мы их желаем видеть или знать (идеализация, романтизм) и какими мы их в определенном промежутке времени в определенных внешних условиях воспринимаем(импрессионизм). Вместо этого выдвигались тенденции к «раскрытию внутренней сущности» предметов и явлений путем формально-суммирующей передачи их.
Эти тенденции в процессе своего развития дали ряд направлений (Сезанн, Матисс, кубисты, футуристы и пр.) и привели к полному отрицанию всякой предметности, с одной стороны, ради «научно-объективированной» организации форм (супрематизм, reine Gestaltungskunst, псевдоконструктивизм), а с другой — ради свободной, «творческой» игры их. Беспредметники пришли к «чистой форме», к «форме форм», к «чистому» оформлению абстрактных идей и чувственных ощущений. Идеалом их является та «абсолютная» выразительность, которая присуща «чистой» — лишенной всякого тематического содержания — музыке. Если в музыке можно достигнуть максимума выразительности путем соответствующей комбинации и ритмизации звуков, которые сами никакого содержания не имеют, как полагают беспредметники, то почему не достичь того же самого путем комбинации и организации никаким «содержанием» не связанных геометрических форм, цветов, материалов («вещей») или даже букв.
Подобные гипертрофические формы и отход от «литературщины», сюжетности и предмета в буржуазном искусстве могут быть объяснены только целым рядом причин, связанных, с одной стороны, с тенденциями научной объективации производственных процессов развитого индустриализма (имеющими свое своеобразное преломление в кубизме) и, с другой — с наступившим во втором десятилетии XX в., до войны 1914–1918 г. обострением социально-экономического кризиса, который поставил вопрос о существовании всего «старого порядка» в целом, с особенной остротой для мелких и средних слоев буржуазии. Беспредметное искусство и есть двуликая форма «самоспасения» буржуазной психо-идеологии: спасение в «абсолютных» нормах законов физики, геометрии, оптики, переведенных на язык искусства (супрематизм, Gestaltungskunst), и «спасение» в форме крайне субъективного, мистического «одушевления» этих же законов и их «чистой» выразительности (экспрессионизм).
В области литературы лозунги беспредметного искусства нашли свое применение сначала у футуристов (западных и русских), потом в более последовательной форме у дадаистов (Швейцария, Франция, Германия), у «мёрзистов» (в Германии) и у некоторых «поэтов-конструктивистов». В России футуристы «уничтожали предметы ради ритма», они в идеале хотели создать поэзию, «где остается чистый ритм и темп как движение и время», где «ритм и темп опираются на буквы, как знаки, заключающие в себе тот или иной звук». Но у них звуковые поэмы все еще остались очень близкими по характеру к импрессионизму, — они строились по принципу подражания тому или другому внешнему явлению (например шум аэроплана, автомобиля) или отражения впечатлений от таковых. «Настоящий поэт беспредметник в идеале пользуется для построения своих стихотворений словами, никакого логического значения не имеющими, как исключительно звуковым составом. Он «делал» новые слова, заимствовал слова африканских негров, давал ритмическую вариацию того же слова через несколько строк, или же наконец перечислял простые цифры, давая им ритмические акценты.
Вершиной беспредметной поэзии является «последовательная поэзия» (по-немецки Konsequente Dichtung) немецкого поэта Курта Швиттерса. Он констатирует, что «абстрактная поэзия освободила слово от ассоциации — это ее великое достоинство», но по его мнению этого еще недостаточно. Идеальная поэзия имеет своим материалом не слово, а букву (типографский знак). «Последовательная поэзия строится из букв. Буквы бессмысленны. Сами по себе они беззвучны, в них лишь дана возможность звучания. Последовательная поэзия соединяет буквы в группы букв и противопоставляет их друг другу».