Купидон
(от латинского cupido - страсть)
В древнеримской мифологии бог любви, символ неотвратимости любви, плотской страсти и жизни после смерти. Соответствует Амуру и греческому Эроту. Сын Венеры и Вулкана. В другом варианте - появился из золотого или серебряного яйца. Часто изображался с завязанными глазами, что символизировало случайность выбора его жертв. Подобно своей покровительнице Венере не прощает бесстрастия и игнорирования любви. В искусстве, начиная с эпохи эллинизма, Купидон часто изображался в виде шаловливого мальчика.
Эрот — мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, считался порождением Хаоса (тёмной ночи) и светлого дня или Неба и Земли. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время — с цветком и лирой, позднее со стрелами любви или пылающим факелом. Как стрелок Эрот не уступает самому Аполлону и никто, включая богов, не защищен от его стрел, которые часто выступают в роли орудия наказания, вызывая безответную любовь. Среди жертв Эрота - Аполлон.
В Феспиях каждые четыре года устраивалось в честь Эрота празднество — Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями. Кроме того, Эрот, как бог любви и дружбы, соединявшей юношей и мужчин, пользовался почитанием в гимназиях, где статуи Эрота ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла. Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвой приносили Эросу жертву. Его жертвенник стоял у входа в Академию.
Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антерота (иначе Антэрот, Антерос), находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображал Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга. Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьёзной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. Ему посвящен LVIII орфический гимн. Позднейшему времени принадлежит возникновение группы Эрота и Психеи (то есть, Любви и плененной ею Души) и развившейся из этого представления известной легенды.
Эта легенда гласит, что Венера была разгневана неземной красотой Психеи, и она приказала Купидону наказать Психею, но вместо этого Купидон влюбился в Психею и сделал ее своей женой. Но людям нельзя было смотреть на богов, и поэтому Психея даже не подозревала, как на самом деле выглядит ее муж. Она была счастлива до тех пор, пока ее сестры не убедили девушку посмотреть на Купидона. Купидон наказал свою возлюбленную: он покинул девушку, и в ту же минуту а вместе с ним исчезла прекрасная сказка - великолепный замок, в котором они жили, чудесные сады, чистый родник. Психея осталась одна. Но она решила во что бы о ни стало найти своего возлюбленного и отправилась в храм Венеры. Чтобы уничтожить Психею, Венера дала ей несколько невыполнимых заданий, одно сложнее другого.
Последним ее заданием было доставить коробку в преисподнюю. Психее нужно было добыть часть красоты жены Плутона, и поместить ее в коробку. Во время путешествия Психея не раз была на краю гибели. Ее предупредили, чтобы она ни в коем случае не открывала коробку, и Психея сначала следовала этому совету. Но любопытство все-таки победило осторожность, и Психея открыла коробку. Вместо обещанной красоты в коробке находился мертвый сон. Купидон нашел ее безжизненной на земле. Он снял с нее мертвый сон. Купидон простил ее, а боги, восхищенный силой любви Психеи, сделали Психею богиней.
Венера, обезоруживающая Купидона. Ф. Буше. 1751 г.
|
Купидон и Психея. Дж. Оразио.
|
Обучение Купидона. А. Корреджо.
|