Святительский чин
Святительский чин - от святить, освящать — на Руси святителями называли христианских подвижников, вселенских учителей, составителей литургии, разработчиков христианского вероучения и обрядности. Поэтому понятие «святитель» отчасти совпадает с западноевропейским: Отцы Церкви.
В восточноевропейской иконографии с XI в. складывалась композиция святительского чина (др.-русск. чинъ — «порядок, правило, собрание») — расположенных в ряд изображений святителей церкви. Такой чин отсутствует в иконостасах, но обязательно входит в программу настенных росписей храма. Святителей изображают в апсиде, за алтарем. Другое название подобной композиции: «Собор (собрание) Вселенских учителей и святителей» (сравн. «Все святые»; «Избранные святые»).
В апсиде храма Св. Софии в Киеве находится мозаика (1043—1046) с изображением Отцов Церкви: Василия Великого, Григория Богослова Великого, Григория Нисского — эти лица почитаются в качестве западных, латинских Отцов Церкви. В святительский чин включали изображение Св. Климента, Папы Римского (в 88—97 гг.). Этого святого почитали на Руси, поскольку он принял мученическую смерть в Тавриде и часть его мощей сохранялась в Десятинной церкви в Киеве, куда их доставил князь Владимир Святой (980—1015) из Корсуни (Херсонеса Таврического).
Среди святителей изображали Иоанна Златоуста, архидьяконов Свв. Лаврентия и Стефана. Митрополит Киевский Иларион (греч. Hilarion — Веселый; ?-1053) был первым избранным в 1051 г. русским митрополитом, после греческих иерархов, которых присылали из Константинополя. Святитель Иларион благословил князя Ярослава Мудрого и считается его духовным отцом. Захоронен Иларион в пещерах Киево-Печерской лавры. К святителям русской церкви причисляют преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (360-435). Детство он провел в Причерноморье, затем был отшельником в Палестине, в Фиваидской пустыне, учился у Иоанна Златоуста, был в Риме, где заступился перед Папой за опального Иоанна, затем проповедовал в Mapселе, основывал монастыри по восточному уставу. Своими сочинениями и проповеднической деятельностью способствовал «перенесению духовного богатства Востока на Запад».
В святительском чине также изображают архиепископа Иоанна Новгородского (?—1186), митрополита Иону Московского Чудотворца (?—1461), Иону, архиепископа Новгородского (?—1470), Никиту, епископа Новгородского (?—1109), преподобного Михаила Клопского (?—1455), Макария, архиепископа Новгородского и митрополита Московского (1482—1563), выдающегося религиозного писателя, венчавшего на царство Ивана IV Грозного. Среди святителей на древнерусских фресках можно видеть патриарха Московского и священномученика Ермогена (ок. 1530-1612). В 1579 г. в его присутствии произошло обретение знаменитой чудотворной иконы. В 1589 г. Ермоген стал первым Казанским митрополитом, в 1606 г. — патриархом Московским. Во время польской интервенции Ермогена заключили в Чудовом монастыре, где он скончался от голода. К святителям также относят Григория Паламу (греч. Palama — «Деятель»; 1296-1359). Григорий родился в Малой Азии, служил в Константинополе, был отшельником на Афоне, сторонником исихастов. В 1347 г. избран архиепископом Салоник, был в плену у турок. Канонизирован в 1368 г.
Икона Святитель Феодор архиепископ Ростовский.
|
Икона Святитель Василий Великий.
|
Икона Святитель Иоасаф Белгородский.
|