Неоимпрессионизм
(по-французски neoimpressionnisme)
Направление в живописи, появившееся во Франции в 1885 году. Его основными представителями были Ж. Сёра и П. Синьяк. Термин ввёл критик Феликс Фенеон (Felix Feneon) в статье для бельгийской газеты «Современное искусство» («L’art Moderne»), чтобы отличать творчество Сёра от импрессионистов.
Впоследствии стиль Сёра также получил название «пуантилизм». Использование выводов научного цветоведения придало методический характер введенному импрессионизмом разложению сложных тонов на чистые цвета. Плоскостно-декоративные картины систематически заполнялись мазками правильной формы.
Мастера неоимпрессионизма пытались преодолеть случайность, фрагментарность композиций импрессионизма, прибегали к плоскостно-декоративному решению. При этом излишняя рассудительность неоимпрессионизма зачастую приводила к определённой отвлечённости и схематизму образов, холодной интеллектуальности картин.
Для передачи своего впечатления об изображаемом объекте художники-неоимпрессионисты прибегали к различным оптическим эффектам, например, распределяя сложные тона на чистые цвета. Они считали, что разделение цвета на чистые тона и ритм чётких линий могут раскрыть новые грани в изображении обычных предметов.
История возникновения неоимпрессионизма
Событием последней выставки импрессионистов в 1886 г. стали не картины уже известных публике мастеров, а полотно «Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт» молодого художника Жоржа Сёра, приглашённого Камилем Писсарро. Новое течение в живописи, которое представлял Сёра, вначале причислили к импрессионизму, а позднее назвали неоимпрессионизмом, пуантилизмом и дивизионизмом.
В книге «От Эжена Делакруа к неоимпрессионистам», посвященной памяти Жоржа Сёра и опубликованной в 1899 г., живописец Поль Синьяк писал: «Неоимпрессионистами называются художники, которые ввели и, начиная с 1886 года, развивали технику так называемого разделения, пользуясь приёмом оптического смешения тонов и цветов. Эти художники, которые придерживались неизменных законов искусства: ритма, чувства меры и контраста, пришли к новой технике, желая достигнуть наибольшей силы света, колорита и гармонии, что им казалось невозможным ни при каком другом способе... Их метод, подвергшийся такому осуждению, — это метод традиционный и логично вытекает из прошлых методов... живопись неизбежно должна была к нему прийти после метода импрессионистов».
По еще одному определению неоимпрессионизмом называют течение, связанное с импрессионизмом и развивающее его. Цель неоимпрессионизма - заключить живописную интуицию импрессионистов в рамки научного метода, гарантирующего защиту от возможных ошибок. В понятии дивизионизм (от французского division - «разделение») заключалась суть метода неоимпрессионистов, основанного на законе оптического восприятия. Глаз способен синтезировать нужный цвет, соединяя световые лучи; следовательно, художник может не пытаться смешивать этот цвет на палитре. Он должен просто наносить основные составляющие свет цвета в определённых сочетаниях на полотно. Пуантилизм (от французского point - «точка») - это техника неоимпрессионистов. Чистые цвета наносятся отдельными маленькими мазками, похожими на точки.
Жорж Пьер Сёра (1859-1891 г.)
Жорж Пьер Сёра вошел в историю французского искусства как основатель живописного метода - пуантилизм, легшего в основу нового направления, получившего название «неоимпрессионизм». Он выработал свой в высшей степени оригинальный художественный язык, опираясь на открытия импрессионистов, а также научные теории цвета Эжена Шевреля. Суть метода Сёра заключалась в письме квадратными точечными мазками, которые покрывали всю поверхность холста, уподобляя ее мозаичному панно. Смотреть такую картину можно было только с определенного расстояния, когда точки сливались в единое изображение.
За свою недолгую жизнь художник написал, не считая пейзажей и рисунков, всего семь больших полотен: настолько сложна и трудоемка была разработанная им манера. Среди его работ - «Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт» (1884-1886 г.), «Натурщицы» (1888 г.). Ни одна картина Сёра не была похожа на другую: он постоянно менял размер точки, от крупного, почти мазкового, до очень мелкого, миниатюрного.
Несмотря на тематическую близость живописи Сёра работам импрессионистов, взамен присущей для них передачи непосредственного наблюдения его картины отличались цветовыми сочетаниями, основанными на оптическом анализе, и скрупулезно продуманной композицией.
Поль Синьяк (1863-1935 г.)
Отказавшись от карьеры архитектора, Синьяк в 19 лет обращается к живописи и посещает мастерскую Бинга. В 1884 г. он выступил одним из организаторов создания Общества независимых художников и его ежегодных выставок, получивших название Салон Независимых. На первой же выставке художник знакомится с Жоржем Сёра и его художественным методом - пуантилизмом. Отныне и до конца жизни он верный приверженец и теоретик пуантилизма, легшего в основу нового направления в искусстве - неоимпрессионизма. Он много работает, принимает участие в различных художественных выставках во Франции и за границей, даже в Нью-Йорке. В отличие от своих товарищей Синьяк пишет не только маслом, но и акварелью, применяя и в этой технике пуантилистский метод.
Главное место в творчестве художника занимал пейзаж. Много путешествуя, он пишет виды Венеции и Константинополя, Парижа и Сен-Тропе. Будучи страстным мореплавателем, Синьяк увлекается морскими пейзажами, гаванями и портами, видами курортов. Его живописная манера отличалась скрупулезностью и тщательностью, с которой художник заполнял пространство картины маленькими квадратиками и мазками, напоминающими мозаичные панно. Синьяк создавал яркие, порой кричащие полотна, добиваясь от красок полной цветовой отдачи.
Ужин. Портрет отца. Жорж Пьер Сёра.
|
Сена у острова Гранд-Жатт. Жорж Пьер Сёра. 1888 г.
|
Разрушитель. Поль Синьяк. 1896-1899 г.
|