Основные принципы образования в Академии художеств
Методические основы преподавания разрабатывал Петр Петрович Чекалевекий (1751-1817). С 1785 года он был конференц-секретарем, а в 1799 – 1817 гг. – вице-президентом Академии художеств. В «Рассуждениях о свободных художествах» (1792) Чекалевский излагает суть академического воспитания, постоянно ссылаясь на труды Й. И. Винкельмана.
Иван Федорович Урванов (ок. 1747—1815), живописец, педагог, литератор, окончил Академию в 1767 г. Он известен как автор «Краткого руководства к познанию рисования и живописи исторического рода, основанного на умозрении и опытах...» (1793). Сочинение Урванова, отчасти компилятивное, стало первым в России трактатом по эстетике академического Классицизма. Согласно этой эстетике, только «три искусства» считались «достойнейшими», или «изящными», — живопись, ваяние и зодчество, однако и в живописи низкие жанры (портрет, натюрморт) подлежали осуждению.
Согласно учению Д. Дидро и Ж.-Ж. Руссо, добродетели в искусстве важнее таланта, а в живописи самое главное — нравственное значение, сюжет. Поэтому профессора по очереди дежурили в классах и не имели персональных учеников, чтобы «не воздействовать на воспитание». Вместе с тем, они «правили» рисунки учащихся, а один из дежурных профессоров сам работал в классе, демонстрируя ученикам «правильный метод».
Это противоречие в методике так и не нашло разрешения в российской Академии XVIII в. Согласно идеям французских энциклопедистов, искусством является всякое ремесло, если оно исполнено мастерски да к тому же имеет практическую ценность, чему и отдавалось предпочтение. Потребности Двора требовали подготовки умелых ювелиров, резчиков, декораторов. Поэтому еще в Рисовальной палате, открывшейся в конце 1738 г. при петербургской Академии наук, под руководством немецкого художника Й. Э. Гриммеля (с 1741 г.) подготавливали учеников «мастерств и ремесел».
Учеников делили на «фигуристов» (более способных, умеющих изображать фигуру человека) и «орнаменталистов». В терминологии XVIII в. «художествами» называли разные ремесла — камнерезное, инструментальное, гравировальное, токарное, литейное, чеканное, но только те, которые «доведены до совершенства», а не «есть простое рукоделие». Остальные определяли как «художества второй степени», или «механические». Тут же, весьма произвольно, для подкрепления подобного разделения подбирали образцы. К примеру, произведения Рафаэля — образец «нравственного художества», но только его фрески, а не картины!
«Украшения» также делили на «бесполезные, но спокойные и приятные» и поэтому их относили к «свободным художествам», и «необходимые», следовательно — «низменные». Неуспевающих учеников (на них уже были затрачены средства) как «неспособных к художествам» определяли в «классы мастерств» для обучения резьбе и лепке орнаментов, гравированию, резьбе по кости и янтарю, росписи по эмали. С 1762 г, французский мастер Ф. Арну обучал «люстровому делу» (изготовлению светилъников и паникадил) и финифти (росписи по эмали).
В 1764 г. был открыт медальерный класс. Выдающийся французский скульптор Н.-Ф. Жилле руководил классом «орнаментной скульптуры». В 1793 г. класс возглавил Пауль Брюлло, отец знаменитых в будущем русских художников Брюлловых. В 1796 г. П.-Л. Ажи организовал при Академии бронзолитейную мастерскую. С 1779 г. действовал класс миниатюрной живописи. Однако к началу XIX в. многие ремесленные классы оказались закрытыми. Российская Академия художеств, оторванная от действительных потребностей духовной жизни, вступала в период кризиса.
Гравюра Г.А. Качалова с рисунков Э. Гриммеля.
|
Лосенко Антон Павлович (1737-1773).
|
Винкельман Иоганн Иоахим (1717-1768).
|