Киликийская школа
(от названия армянской области - Киликии)
Одна из школ армянской миниатюры (2-я половина 12 — 14 в.), сложившаяся на территории армянских владений в Киликии (области, расположенной в северо-восточной части побережья Средиземного моря). Оригинальный стиль Киликийской школы сформировался на основе традиций миниатюры коренной Армении, а также влияний византийской и западноевропейской живописи того времени. Главные центры Киликийской школы — монастыри Ромкла, Грнер, Дразарк.
Основные элементы иллюстрирования рукописей (Евангелий и др.), развитые Киликийской школой, — хораны (арочное оформление «канонов согласия»), заглавные прописные буквы, маргинальные знаки (указатель главы текста или абзаца), а также сюжетные иллюстрации. Ранние миниатюры Киликийской школы отличаются некоторой тяжеловесностью архитектурных форм хоранов, крупным орнаментом (главным образом геометрическим и пальметточным), тёплыми приглушёнными тонами.
Уже во второй половине 12 в. в книге проповедей Григория Нарекского («Нарек», 1172 г.) выявляются характерные для этой школы черты — исключительная тонкость и виртуозность рисунка, обилие орнаментальных мотивов в заставках, маргиналах и заглавных буквах, изысканность красочной гаммы, широкое использование золота, стремление к декоративному богатству всего оформления книги. Крупнейшим представителем киликийской школы миниатюристов был художник Торос Рослин, работавший в резиденции киликийских католикосов — городе Ромклае в 60—90-х г. 13 в.
Биографических сведений о нем почти нет. Из пятнадцати приписываемых мастеру рукописей семь содержат прямые указания на его авторство, а другие атрибутированы на основании стилистических признаков и некоторых косвенных данных. С творчеством Тороса Рослина связывают такие шедевры киликийской миниатюры, как евангелие Рослина (1287 г.) и Праздничная минея (Чашоц) Гетума II (1288 г.). Последняя представляет собой один из наиболее замечательных образцов средневековой книжной живописи. Большое количество лицевых миниатюр, а также самых разнообразных орнаментальных украшений дают возможность представить блестящее декоративное мастерство, подлинную виртуозность и многогранность творчества художника.
На первом, заглавном листе в орнаментальную композицию чрезвычайно искусно вкомпонованы портретные изображения киликийских царей Левона III и Тетума II и их приближенных. На полях рукописи помещено множество рисунков, часто иллюстрирующих то или иное место текста, а иногда и просто декоративных украшений. Эти рисунки, иногда поразительные в своей жизненной непосредственности (например, «Лжеволхв, едущий на осле», «Верблюды»), убедительно свидетельствуют о громадной наблюдательности художника. Вместе с тем в орнаментальных мотивах ярко выражен сложный и многообразный мир фантастических образов и представлений средневековья. Здесь и невиданные растения, созданные из комбинаций реально существующих форм, и сказочные животные, и причудливое соединение элементов животного и растительного мира.
Характерные черты произведений Тороса Рослина — чёткость композиционных решений, особая ясность трактовки пространства (достигаемая применением отдельных приёмов прямой перспективы), богатство орнаментики, изысканность колорита (в котором яркие пятна локального цвета гармонично сочетаются со сложными смешанными тонами), благородство и сдержанность образного строя.
Живые, реалистические тенденции творчества Тороса Рослина с особенной силой проявляются в лицевых миниатюрах, украшающих «Чашон». Не выходя за пределы иконографических канонов средневековой живописи, художник создал образы, отмеченные не только большой экспрессией, но и невиданной раньше выразительностью в передаче эмоций людей. При общей декоративности решения, применяя условный золотой фон, он умел органично включить в композицию и детали архитектуры, и разнообразные фигуры людей, и даже элементы пейзажа.
Вместе с тем каждому персонажу художник придал естественную позу, живое, сюжетно обоснованное движение, верные общие пропорции. В качестве примера можно привести миниатюру «Беседа Христа с учениками». Сцена не занимает весь лист целиком, а вкомпонована непосредственно в текст рукописи, причем орнаментальное обрамление миниатюры умело связано с декором заглавных букв.
Позы изображенных лишены канонической застылости, они живы и разнообразны. Очень выразителен жест Христа, указывающего на Иуду. Большое внимание обращает художник на лица; элементы индивидуально-конкретной характеристики сочетаются здесь со стремлением показать душевное состояние, те переживания, которыми охвачены в данный момент эти люди.
Творчеству Рослина присущи также динамичность линии, умение моделировать объем, воспроизводить светотеневые эффекты, придавать яркую праздничность цветовому решению. Опираясь на лучшие достижения армянской миниатюры, вероятно, знакомый с современным ему искусством соседних народов, Торос Рослин открыл новую блестящую страницу в истории армянской миниатюры и декоративного оформления рукописей.
Для миниатюр Киликийской школы времени расцвета характерны богатство орнаментных форм, включающих изображения птиц, зверей и человека, виртуозность динамичного рисунка, звучность красок, подчеркнутая введением золота, яркая эмоциональность индивидуализированных изображений людей, что в значительной мере было обусловлено вкусами местной знати. В начале 14 в. в Киликийской школе появляются черты упадка (переутончённость линий, навязчивое обилие золота, утрата эмоциональности персонажей и т.д.). Последний широко известный мастер Киликийской школы — Саркис Пицак. Традиции Киликийской школы сохранялись в армянской миниатюре до конца 18 в.
Миниатюра из Евангелия от Матфея. Саркис Пицак.
|
Иона, извергаемый китом. Миниатюра из Чашоца. 1286 г.
|
Титул Евангелия от Иоанна. Четвероевангелие. 13 век.
|