Руина, Руинированный пейзаж
Руина, Руинированный пейзаж (от лат. ruina — «падение, обвал») — руинами называют здания, обвалившиеся от времени или по злой воле человека. В христианской символике руины античного здания означают Синагогу — ветхозаветную церковь, «камни» которой используют для строительства новозаветной церкви — небесного, или Нового Иерусалима. Аналогичным образом изображения недостроенной Вавилонской башни рассматривают в качестве символа поражения язычества перед христианством.
Художники Итальянского Возрождения в композициях на библейские сюжеты располагали действующие фигуры на фоне руин античной, главным образом древнеримской архитектуры, которую в то время можно было срисовать с натуры. Сцену «Рождества Христова» также традиционно изображают на фоне «руинированной архитектуры» — символа уходящей эпохи.
Постепенно, в искусстве позднего Возрождения, Маньеризма и Барокко, руины перестали воспринимать исключительно в символическом смысле. Происходило философское переосмысление и эстетизация руинного пейзажа как выражения бесконечности времени, бренности материи перед лицом вечности, неумолимой силы, разрушающей даже камни: «Roma quanta fuit, ipsa ruina docet» (Сколько существует Рим, столько он порождает руины). Таков смысл изображения античных руин в творчестве Дж. Б. Пиранези.
Романтическая идея прорастания сквозь руины здания «ростков жизни» — более оптимистичная трактовка темы вечности — в равной степени свойственна искусству Барокко и Неоклассицизма. Художники дунайской школы создали еще в XVI в. особенный жанр пейзажной живописи с изображением фантастических руин, уходящих в перспективу полуразрушенных аркад, заросших травой и кустарником колоннад, обрушенных башен.
Традиция сентиментального переживания уходящего времени сохранялась в искусстве XVIII — XIX вв. Наряду с изображением действительных руин древней архитектуры возник жанр искусственно руинированного пейзажа. В частности, Пиранези рядом с документальным изображением полуразрушенных памятников древнеримской архитектуры стал помещать несуществующие руины, созданные его воображением. Английский архитектор Дж. Соан построил у себя в поместье «руину античного храма», будто бы случайно обнаруженную во время раскопок, а затем сочинил дискуссию об античном происхождении своей виллы. Английский поэт А. Поуп под своим загородным домом создал галерею с названием «Платонова пещера». В парке Версаля был создан «Грот Аполлона». Неоплатоник Порфирий (232—304 гг.) в трактате «О пещере нимф» называл духовный мир человека «прекрасным гротом». В семантике английских парков и «пейзажного стиля» второй половины XVIII — начала XIX в. грот, пещера, павильон, стилизованный под руину античного здания, переосмысливались в «панораме времени» и, согласно романтической эстетике, в качестве «темницы души».
В парках разбрасывали будто бы случайно сохранившиеся от давних времён обломки колонн, капителей. Так «античные» руины появлялись в парках туманного Альбиона, в германском Вёрлице, в финском Монрепо, в аббатстве Фонтхилл, в Бабигоне, на Царицыном острове и в парке Сергиевка близ Петербурга, в Ореанде, в Крыму. Английский фабрикант Дж. Веджвуд изготавливал из фаянса руинированные вазы, стилизованные под античные.
Руины Древней Греции.
|
Руины древних инков.
|
Руины древних Дельф.
|