Генератор
цветовых
схем

Всё о цвете

 


Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"
 



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




Бернар Палисси


(1510 — 1588 г., Париж)

Бернар ПалиссиФранцузский естествоиспытатель и художник-керамист. Родился на юге Франции, в небольшой деревушке близ маленького городка Бирон. Рассказывают, что в ранней молодости он много путешествовал по Пиренеям, Арденнам и берегам Рейна. В качестве простого работника переходил он с места на место, занимаясь ремеслом стекольщика, горшечника и землемера. Мастер вспоминал, как однажды во время путешествия он забрел в какую-то заброшенную мастерскую, где увидел «глиняную чашу, исполненную так превосходно, что я пришел в замешательство».

Пытаясь постичь секрет белой земли, покрывавшей чашу, Палисси поселяется в городке Сенте близ Бордо, устраивает здесь плавильную печь. В результате драматических пятнадцатилетних исканий Палисси в 1550-х г. открывает особый способ декорирования фаянса, названный им «сельские глины». Он создает мастерскую, его известность растет. К нему обращаются с заказами король Франции Генрих II и всесильные вельможи. По приглашению короля Палисси переезжает в Париж, где работает как керамист, а также основывает «естественно-исторический кабинет», в котором в течение 1575–1585 г. читает лекции по естественным наукам и физике. В 1588 г. он был заключен в Бастилию как гугенот, где и провел последние дни своей жизни.

Палисси — автор двух больших книг-трактатов. Первая, напечатанная в 1563 г., называлась так: «Действительное средство, благодаря которому все жители Франции могут увеличить свое состояние, а также те, которые не имеют никаких научных познаний, смогут научиться философии, необходимой всем обитателям Земли. А также книга эта содержит рисунок сада, представляющего столь же приятное, как и полезное изобретение. А также рисунок и план защищенного и совершенно неприступного города».

Вторая книга, опубликованная в 1580 г., называлась «Чудесные рассуждения о природе вод и источников естественных и искусственных, о металлах, солях, камнях, землях, об огне и эмали, со многими другими тайнами предметов, встречающихся в природе. С прибавлением трактата об удобрении земли, все представленное в виде разговоров, которые ведутся Теоретиком и Практиком». Только одни лишь названия трактатов Палисси показывают широкий круг его занятий и интересов, соединение в его деятельности научного и творческого подхода.

Керамическое блюдо (Б. Палисси)Творчество Палисси-керамиста можно разделить на два больших периода. Первый период — Паллиси создавал большие фаянсовые блюда, всегда овальной формы с широкими прямыми краями, украшенные мотивами живой природы. Мастер называл свои изделия, созданные во время пребывания в Сенте «сельскими глинами».

Второй период — «парижский», когда Палисси работал в Тюильри. В это время Палисси впервые применил формовку в гипсе для выпуска массовой однотипной продукции. К этому периоду относятся многочисленные композиции на библейские и мифологические темы, часто представляющие свободные копии с фресок.

В результате многочисленных поисков Палисси получил «яшмовую глазурь», отличавшуюся большой прозрачностью и глубиной тона. В ней преобладают голубые, зеленые и пурпурно-коричневые цвета.

Растения, пресмыкающиеся, насекомые изображены достоверно и убедительно до иллюзорности. Тайна технологии «сельских глин» так и осталась неразгаданной. И хотя многие пытались «объяснить» технологию удивительных шедевров Палисси, но эти «реконструкции» носят фантастический характер.

Керамическое блюдо (Б. Палисси)Французский мастер Палисси был не только изобретателем, но и выдающимся скульптором. Ведь художественное и научное творчество в XVI в. сливаются воедино, и часто первое опережает второе.

Палисси был хорошо знаком с научными трудами Леонардо да Винчи и Коперника, читал Аристотеля, Плутарха, Витрувия, Плиния Старшего. Палисси впервые высказал гипотезу, что раковины и другие окаменелости не являются простой игрой природы, но представляют собой ископаемые останки древних животных.

Одна из глав «Чудесных рассуждений» называется «Об искусстве из земли, об эмалях и огне». В ней он говорит: «Даже если я использую тысячу листов бумаги, чтобы записать все события, которые произошли со мной, пока я осваивал свое искусство, вы можете быть уверены, что, как бы разумны вы ни были, вы совершите тысячу ошибок, если будете пользоваться только написанным, не прибегая к практическим действиям». Палисси считал, что секреты его искусства не должны стать всеобщим достоянием, и называя состав эмалей, отказывался сообщить дозы смешений. Он утверждает, что «это не механический процесс и здесь необходима специальная геометрия».

Овальное блюдо (Б. Палисси)
Овальное блюдо. Б. Палисси.

Керамическое блюдо (Б. Палисси)
Керамическое блюдо. Б. Палисси.

Тюильри. Керамический декор грота (Б. Палисси)
Тюильри. Керамический декор грота. Б. Палисси.






A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
© 2008-2024, Сайт "Всё о цвете". Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на сайт Всё о цвете. Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите эту ссылку на своем сайте.