Генератор
цветовых
схем

Всё о цвете

 
 


Глава 18. Форма и цвет

В дальнейшем, в разделе, специально посвящённом те­ории цветовой выразительности, я попытаюсь описать выразительные возможности цвета. Однако, форма, так­же как и цвет, обладает своей «чувственно-нравствен­ной» выразительной ценностью. В живописном произ­ведении эти выразительные качества формы и цвета должны действовать синхронно, то есть форма и цвет должны поддерживать друг друга. Как для трёх основных цветов - красного, жёлтого и си­него, так и для трех основных форм — квадрата, треу­гольника и круга должны быть найдены присущие им выразительные характеристики. Квадрат, основной характер которого определяется дву­мя горизонтальными и двумя вертикальными пересека­ющимися линиями одинаковой длины, символизирует материю, тяжесть и строгое ограничение. В Египте квадрат  служил иероглифом слова «поле». И понятно почему мы чувствуем сильное напряжение, если хотим заста­вить прямые стороны и прямые углы квадрата выразить движение. Все формы, построенные на горизонталях и вертикалях, носят характер уквадраченых форм, вклю­чая сюда крест, прямоугольник, меандр и их производ­ные.

Квадрату соответствует красный цвет как цвет материи. Тяжесть и непрозрачность красного цвета согласуется со статикой и тяжёлой формой квадрата. Форма треугольника возникает из трёх пересекающихся диагоналей. Его острые углы кажутся боевыми и агрес­сивными. К треугольнику причисляются все формы диа­гонального характера, как например, ромбы, трапеции, зигзаги и их производные. Треугольник - символ мысли и его невесомый характер позволяет сравнивать его в области цвета со светло-жёлтым. Круг- это геометрическая форма, которая возникает при движении на постоянном расстоянии от определён­ной точки, расположенной на какой-нибудь поверхнос­ти. В противоположность тяжёлому, напряжённому чув­ству движения, которое вызывает квадрат, движение для круга естественно, постоянно и создаёт чувство отдыха и ослабления напряжения. Круг — символ постоянно по­движной духовности. В древнем Китае планировка хра­мов строилась на основе круга, в то время как дворец земного императора возводился на основе квадратных форм. Астрологическим символом солнца является круг сточкой в центре. К кругу причисляются все изогнутые формы кругообразного характера, такие как эллипс, овал, волнообразные формы параболы и их производ­ные. Непрерывному движению круга в области цвета со­ответствует синий цвет.

В целом можно сказать, что квадрат - это символ непо­движной материи, треугольник, излучающий себя во все стороны, является знаком мысли, а круг— вечное дви­жение духа.

Если для цветов второго порядка попытаться подыскать соответствующие им формы, то для оранжевого — это будет трапеция, для зелёного - сферический треуголь­ник и для фиолетового - эллипс (рис. 57). Подчинённость определённого цвета соответствующей ему форме предполагает некий параллелизм. Там, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, их воздействие на зрителя удваивается. Картина, воздейст­вие которой определяется главным образом цветом, должна подчинять форму в её композиции цвету,

А  картина, в которой художник придаёт главное значение форме, в своём цветовом решении должна идти от фор­мы.

Кубисты уделяли особое внимание проблемам формы и поэтому относились к цвету редуцированно, уменьшая в своих картинах количество используемых ими цветов. Экспрессионисты и футуристы в равной степени прояв­ляли интерес и к форме, и к цвету. Импрессионисты и ташисты предпочитали форме цвет. То, что говорилось о субъективном отношении к цвету, применимо и к форме. Каждому человеку в соответст­вии с его конституцией присуще предпочтение опреде­ленным формам. И неслучайно графологи обстоятельно исследуют связи между субъективными формами по­черка и личностью писавшего. Однако в рукописном шрифте могут проявить себя только некоторые субъек­тивные факторы.

В древнем Китае восхищались шрифтами, имевшими субъективно оригинальный характер. Но больше всего ценились шрифты, в которых оригинальность и гармо­ния были уравновешены. Работы тушью особо почитались. Лианг К'аи и другие  большие мастера в искусстве шрифта пошли ещё даль­ше. Интерес к «оригинальности и индивидуальности стиля» уступили место поиску абсолюта и решению каж­дой темы на основе общедействующих средств вырази­тельности. Рисунок шрифта у Лианг К'аи настолько раз­личен, что нужны большие усилия, чтобы определить его авторство. Субъективный характер формы преодоле­вался им во имя их высшей объективной правдивости. В искусстве живописи имеется множество объективно обусловленных возможностей. Они открываются и в по­строении пространства, и в распределении акцентов, и в свободном выборе форм и поверхностей с их колори­том и текстурой.

В европейской живописи к объективности в цвете и форме стремился Маттиас Грюневальд. В то время как Конрад Витц и Эль Греко были чрезвычайно объективны, прежде всего, в колорите, но предельно субъективны в передаче форм. Жорж де ла Тур субъективно работал и с цветом, и с формой, так же как и Ван Гог, предпочитав­ший формальную и цветовую субъективность.






 
© 2008-2017, Сайт "Всё о цвете". Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на сайт Всё о цвете. Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите эту ссылку на своем сайте.