|
|
Основа
Материал, на который наносят грунт Подробнее >> Словарь >> и красочный слой живописи Подробнее >> Словарь >>. В качестве основы Подробнее >> Словарь >> для живописи Подробнее >> Словарь >> могут быть использованы: дерево, холст Подробнее >> Словарь >>, фанера, картон Подробнее >> Словарь >>, бумага Подробнее >> Словарь >>, папье-маше Подробнее >> Словарь >>, пергамент, слоновая кость, перламутр, камень, стекло, известковая штукатурка, линолеум и другие материалы.
Достаточно редко краски Подробнее >> Словарь >> наносятся непосредственно на поверхность основы Подробнее >> Словарь >> - как правило, требуется её предварительно подготовить: укрепить, проклеить, нанести грунт Подробнее >> Словарь >>. Правильным выбором основы Подробнее >> Словарь >> и качеством её подготовки определяются эстетические свойства произведения и его долговечность.
В XVIII веке масляная живопись Подробнее >> Словарь >> стала вытеснять традиционную Подробнее >> Словарь >> яичную темперу Подробнее >> Словарь >>, и среди русских икон того времени встречаются написанные на медной основе Подробнее >> Словарь >>.
В миниатюрной росписи на эмали Подробнее >> Словарь >> металлическая основа (как правило, медная) в силу особенностей технологии является единственно возможной.
Чем тщательнее основа подготовлена для живописи Подробнее >> Словарь >>, тем больше удовольствия получит художник Подробнее >> Словарь >> от работы, тем долговечнее будет его произведение.
Выбор основы Подробнее >> Словарь >> всегда зависел от традиций, требований конкретной эпохи Подробнее >> Словарь >>, собственных возможностей и вкуса художника Подробнее >> Словарь >>. Но какой бы материал ни использовался для работы, настоящий мастер Подробнее >> Словарь >> всегда уделял громадное внимание качеству основы Подробнее >> Словарь >>, ее подготовке. Неудивительно, что многие картины Подробнее >> Словарь >> художников Подробнее >> Словарь >> прошлого прекрасно сохранились в течение 300-500 лет.
К сожалению, в природе нет материала, обладающего всеми необходимыми свойствами идеальной основы Подробнее >> Словарь >> для живописи Подробнее >> Словарь >>: прочностью, постоянным объемом, легкостью, стойкостью к изменению температуры и влажности, к воздействию коррозии и биологических вредителей. В качестве основы Подробнее >> Словарь >> использовались самые разнообразные материалы. Некоторые из них не выдерживали проверки временем и послужили причиной гибели или преждевременного старения прекрасной живописи Подробнее >> Словарь >>.
Все виды материалов имеют свои достоинства, но в то же время обладают целым рядом недостатков. Поэтому одни из них используют только для эскизов Подробнее >> Словарь >> и этюдов Подробнее >> Словарь >>, другие хороши для работ небольшого размера, но непригодны для больших картин Подробнее >> Словарь >>.
Наиболее популярной и широко используемой основой Подробнее >> Словарь >> является холст Подробнее >> Словарь >>. Однако статус холста Подробнее >> Словарь >> как стандартной основы Подробнее >> Словарь >> для живописи Подробнее >> Словарь >> относительно молод. Древние художники Подробнее >> Словарь >> предпочитали работать в энкаустике Подробнее >> Словарь >> на деревянных основах, а в средние века эта практика дала толчок развитию и использованию яичной темперы Подробнее >> Словарь >> на досках - первичной и важнейшей формы станковой живописи Подробнее >> Словарь >> того времени.
В ХV веке на начальных стадиях эволюции живопись Подробнее >> Словарь >> маслом существовала как способ доработки или - завершающей стадии темперной технологии: основное внимание было по-прежнему сконцентрировано на небольших вещах с тщательной деталировкой. Такие картины Подробнее >> Словарь >> фламандские художники Подробнее >> Словарь >>, например, предпочитали писать маслом на грунтованных деревянных досках.
В тот период наиболее популярным материалом было дерево - дуб или береза в Северной Европе Подробнее >> Словарь >>, тополь - в Италии. Металл - главным образом Подробнее >> Словарь >> медь (второй по популярности материал) - использовался реже. Живопись Подробнее >> Словарь >> на досках, как правило, предназначалась для коллекционеров или в качестве фрагментов декора Подробнее >> Словарь >> культовой архитектуры, поэтому картины Подробнее >> Словарь >> были небольшими.
В настоящее время многие художники Подробнее >> Словарь >> работают на эластичных основах. Тем не менее, живопись Подробнее >> Словарь >> на досках имеет своих приверженцев, и этот выбор представляет уникальные Подробнее >> Словарь >> эстетические возможности.
Дерево
Одним из старейших материалов для живописи Подробнее >> Словарь >> является дерево. Фаюмские портреты Подробнее >> Словарь >> - один из примеров древнейших станковых произведений на деревянной основе Подробнее >> Словарь >> - выполнены 1500-2000 лет назад. Они дошли до наших дней в относительной сохранности.
Применение древесины различных пород в разных странах, в первую очередь, определяется тем, какие породы являются для этого региона наиболее распространёнными: кипарис, пиния, тополь, дуб, липа, бук, орех, палисандр. Преобладающее количество русских икон выполнено на липовых досках, хотя можно встретить и основы Подробнее >> Словарь >> из кедра, лиственницы, сосны, кипариса.
В некоторых видах народных промыслов выточенные из дерева заготовки (например, посуда, матрёшки) украшаются традиционной для данного промысла росписью - широко известны изделия мастеров Подробнее >> Словарь >> Хохломы.
Доска перед нанесением грунта Подробнее >> Словарь >> не зашкуривается дочиста и не полируется - грунт Подробнее >> Словарь >> лучше пристаёт к неровной шероховатой поверхности, прочнее держится и в дальнейшем не отслаивается.
Холст Подробнее >> Словарь >>В странах Западной Европы Подробнее >> Словарь >> холст Подробнее >> Словарь >> стал употребляться для живописи Подробнее >> Словарь >> с начала XVI века, а в России - со второй половины XVII века, и постепенно почти вытеснил основу из дерева. Плюсы такой основы Подробнее >> Словарь >> очевидны:
Холст Подробнее >> Словарь >> может быть натянут на деревянный подрамник Подробнее >> Словарь >> или наклеен на картон Подробнее >> Словарь >>.
В древнерусском искусстве Подробнее >> Словарь >> есть примеры использования холста Подробнее >> Словарь >> в качестве основы Подробнее >> Словарь >> для небольших, чаще двухсторонних, икон - так называемые «полотенца». В XX веке их принято называть «таблетками». Основа для таблетки обычно состоит из двух склеенных между собой кусочков холста Подробнее >> Словарь >> (иногда между ними имеется слой бумаги Подробнее >> Словарь >>). Затем склеенный холст Подробнее >> Словарь >> покрывался с двух сторон толстым слоем левкаса Подробнее >> Словарь >>.
Металл
Металл используется в качестве основы Подробнее >> Словарь >> для живописи Подробнее >> Словарь >> не очень широко и почти исключительно для живописи Подробнее >> Словарь >> маслом. В основном это медные (иногда цинковые или жестяные) пластины. Металлическая основа, безусловно, прочная, но имеет свои недостатки - при изменении температуры она расширяется или сжимается в значительно большей степени, чем грунт Подробнее >> Словарь >> или живопись Подробнее >> Словарь >>, что неминуемо ведёт к образованию трещин - кракелюра.
Кроме того, металлы окисляются, что тоже не способствует сохранности произведения. Исключение составляет золото, которое достаточно широко применяется и поныне. Тончайшие листы сусального золота наклеиваются на загрунтованную деревянную основу, не требуют нанесения дополнительного грунта Подробнее >> Словарь >> и придают полупрозрачным краскам Подробнее >> Словарь >> тёплый тон и золотое мерцание. В настоящее время сусальное золото с успехом имитируется поталью (сплав меди с цинком).
Олово применялось для живописи Подробнее >> Словарь >> уже в XVII веке. Из-за своей мягкости оловянная основа дополнительно укреплялась с обратной стороны подкладкой из железа или дерева.
|
Мужской портрет Подробнее >> Словарь >>. Поль Сезанн. Ок. 1866 г. Холст Подробнее >> Словарь >>, масло.
|
Библейская Подробнее >> Словарь >> земля. М.А. Волошин. 1920 г. Картон Подробнее >> Словарь >>, гуаш.
|
Два натурщика Подробнее >> Словарь >>. В.М. Васнецов. 1869 г. Бумага Подробнее >> Словарь >>, уголь Подробнее >> Словарь >>.
|
| |