Композиция
(от латинского compositio - составление, сочинение)
1) Построение художественного произведения
Подробнее >>
Словарь >>, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция - мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицей композиции
Подробнее >>
Словарь >>) считают "отрезок" произведения, в котором сохраняется один способ изображения
Подробнее >>
Словарь >> (характеристика, диалог и т.д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих "отрезков" образуют композиционное единство произведения. Композицию
Подробнее >>
Словарь >> часто отождествляют как с сюжетом
Подробнее >>
Словарь >>, системой образов
Подробнее >>
Словарь >>, так и со структурой художественного произведения
Подробнее >>
Словарь >> (иногда синонимами понятий композиция и структура служат слова: архитектоника, построение, конструкция).
2) В изобразительном искусстве
Подробнее >>
Словарь >> - композиция связана с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета
Подробнее >>
Словарь >> и т.п.
Типы композиции
Подробнее >>
Словарь >> разделяются на устойчивые (где основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в геометрическом центре произведения) и динамические (где основные оси пересекаются под острым углом, господствуют диагонали, круги и овалы), открытые (где нет центра, изображение
Подробнее >>
Словарь >> равномерно раскрывается зрителю) и закрытые (где изображение
Подробнее >>
Словарь >> стягивается к центру).
Устойчивые и закрытые типы композиции
Подробнее >>
Словарь >> преобладают, например, в искусстве
Подробнее >>
Словарь >> Возрождения; динамические и открытые - в барокко
Подробнее >>
Словарь >>. В истории искусства
Подробнее >>
Словарь >> большую роль сыграли как сложение общепринятых композиционных канонов
Подробнее >>
Словарь >> (например, в раннем средневековом искусстве
Подробнее >>
Словарь >>, в искусстве
Подробнее >>
Словарь >> Ренессанса
Подробнее >>
Словарь >> и классицизма
Подробнее >>
Словарь >>), так и движение от традиционных жестких схем к свободным композиционным приемам
Подробнее >>
Словарь >>, отвечающим индивидуальным творческим
Подробнее >>
Словарь >> особенностям мастера
Подробнее >>
Словарь >>, что характерно для искусства
Подробнее >>
Словарь >> конца XIX-XX в.
3) В музыке - категория музыковедения и музыкальной эстетики
Подробнее >>
Словарь >>, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения, «опуса» в отличие от текучей вариантности народного творчества-процесса, от импровизации (в древней, восточной, народной, джазовой музыке, некоторых видах музыки XX века). Также внутреннее строение музыкального произведения, то же, что музыкальная форма.
4) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение, а также произведение, включающее различные виды искусства
Подробнее >>
Словарь >> (например, литературно-музыкальная композиция) или составленное из разных произведений и отрывков.
5) В теории чисел композицией
Подробнее >>
Словарь >> натурального числа называется его представление в виде упорядоченной суммы натуральных слагаемых. Слагаемые, входящие в композицию
Подробнее >>
Словарь >>, называют частями, а их количество — длиной композиции
Подробнее >>
Словарь >>. В отличие от композиции
Подробнее >>
Словарь >>, разбиение числа не учитывает порядок следования частей. Поэтому число разбиений числа никогда не превосходит числа композиций. При фиксированной длине композиций в них иногда также допускают нулевые части.
|
Пространственная композиция. К. Кобро. 1929 г.
|
Архитектурная композиция.
|
Цветочная композиция.
|