Глава 9. Контраст светлого и тёмного
День и ночь, свет и тень. Эти противоположности имеют основополагающее значение в человеческой жизни и в природе вообще. Для художника
Подробнее >>
Словарь >> белый
Подробнее >>
Словарь >> и чёрный цвет является наиболее сильным выразительным
Подробнее >>
Словарь >> средством для обозначения света и тени. Белое и чёрное во всех отношениях противоположны, но между ними расположены области серых тонов
Подробнее >>
Словарь >> и весь ряд хроматического цвета
Подробнее >>
Словарь >>. Проблемы света и тени, белого
Подробнее >>
Словарь >>, чёрного и серого цвета
Подробнее >>
Словарь >>, равно как проблемы света и тени собственно чистых цветов, а также и их связи, должны быть тщательно изучены, ибо решение этих задач оказывается особенно необходимым в нашей творческой работе. Чёрный бархат, возможно, представляет собой самый чёрный цвет, а сульфат бария - самый белый
Подробнее >>
Словарь >>. Существует всего один максимально чёрный и один максимально белый
Подробнее >>
Словарь >> цвет и бесконечное число светлых и тёмных оттенков
Подробнее >>
Словарь >> серого цвета
Подробнее >>
Словарь >>, которые могут быть развёрнуты в непрерывную шкалу между белым
Подробнее >>
Словарь >> и чёрным. Число различимых глазом оттенков
Подробнее >>
Словарь >> серого цвета
Подробнее >>
Словарь >> зависит от чувствительности глаза и предела восприятия зрителя. Этот предел может быть снижен путём практических упражнений, и тем самым число различимых глазом постепенных переходов будет увеличено. Единообразный серый цвет, его безжизненная поверхность может обрести таинственную активность с помощью тончайших модуляций тени. Эта возможность имеет громадное значение для живописцев
Подробнее >>
Словарь >> и проектировщиков, требуя от них чрезвычайной чувствительности к тональным различиям. Нейтральный серый цвет представляет собой лишенный характера, безразличный ахроматический цвет, легко изменяющийся под воздействием контрастирующих тонов и цветов. Он нем, но легко возбуждается и даёт великолепные тона
Подробнее >>
Словарь >>. Любой цвет немедленно может вывести серый цвет из нейтрального ахроматического тона
Подробнее >>
Словарь >> в цветовой
Подробнее >>
Словарь >> ряд, придав ему тот оттенок, который является дополнительным по отношению к цвету
Подробнее >>
Словарь >>, пробудившему его. Это превращение происходит субъективно в наших глазах, а не объективно в самом цветовом тоне. Серый цвет — это бесплодный, нейтральный цвет, жизнь и характер которого находится в зависимости от соседствующих с ним цветов. Он смягчает их силу или делает их более сочными. В качестве нейтрального посредника он примиряет между собой яркие противоположности, одновременно поглощая их силу и тем самым, подобно вампиру, обретая собственную жизнь. На этом основании Делакруа отвергал серый цвет как отнимающий силу других цветов.
Серый цвет может быть получен при смешении чёрного и белого
Подробнее >>
Словарь >> или жёлтого, красного, синего и белого
Подробнее >>
Словарь >>, или любой другой пары дополнительных цветов. Вначале мы выстроим последовательный двенадцатиступенчатый ряд серых тонов
Подробнее >>
Словарь >>, начиная от белого
Подробнее >>
Словарь >> до чёрного. Очень важно, чтобы ступени были выстроены строго в одинаковой степени затемнения. Серый цвет средней яркости должен быть расположен в центре шкалы, а каждая ступень быть абсолютно одноцветной и свободной от пятен, причём между ступенями не должно быть ни светлой, ни тёмной линии. Подобная шкала яркости может быть изготовлена для любого хроматического цвета
Подробнее >>
Словарь >>. Если мы возьмем тоновой ряд, то синий цвет подтемняется чёрным до сине-чёрного и осветляется белым
Подробнее >>
Словарь >> до сине-белого цвета
Подробнее >>
Словарь >>. Эти упражнения имеют целью развить чувствительность к цветовым
Подробнее >>
Словарь >> оттенкам
Подробнее >>
Словарь >>. Двенадцать тонов
Подробнее >>
Словарь >> в искусстве
Подробнее >>
Словарь >> это не то, что система «хорошо темперированного клавира» в музыке. В искусстве
Подробнее >>
Словарь >> цвета
Подробнее >>
Словарь >> важными выразительными
Подробнее >>
Словарь >> средствами могут оказаться не только определенные интервалы, но и незаметные переходы подобные «глиссандо» в музыке.
Нижеследующие упражнения предназначаются для углубленного понимания контраста
Подробнее >>
Словарь >> светлого и тёмного. Так, выбрав несколько серых тонов
Подробнее >>
Словарь >> из их общей шкалы, необходимо создать
Подробнее >>
Словарь >> единую композицию
Подробнее >>
Словарь >>, соединив их между собой в любом порядке. Выполнив четыре-шесть подобных композиций и сравнив их между собой, находим самое удачное решение. Студенты быстро понимают, что значит хорошо скомпонованные, убедительные решения и плохие, неустойчивые. Этим весьма простым упражнением у них выявляется способность
Подробнее >>
Словарь >> владеть искусством
Подробнее >>
Словарь >> контраста
Подробнее >>
Словарь >> светлого и тёмного.
На рисунке
Подробнее >>
Словарь >> 11 показано развитие композиции
Подробнее >>
Словарь >> из светлых и тёмных тонов
Подробнее >>
Словарь >>, расположенных в шахматном порядке. Данная композиция может быть решена более светлой или более тёмной, но её главная задача заключается в том, чтобы воспитать видение и ощущение
Подробнее >>
Словарь >> светло-тёмных градаций и их контраста
Подробнее >>
Словарь >>. Овладев проблемами тональных соотношений белого
Подробнее >>
Словарь >>, серого и чёрного, можно перейти к изучению контрастов, основанных на пропорциональных и количественных соотношениях цветов. Контраст
Подробнее >>
Словарь >> пропорций
Подробнее >>
Словарь >> — это противопоставление большого — маленькому, длинного - короткому, широкого - узкому, толстого — тонкому. Для того чтобы освоить это, нужно выполнить упражнения на пропорциональные соотношения светлого и тёмного, которые развивают не только чувство пропорций
Подробнее >>
Словарь >>, но и восприятие позитивных-тёмных и негативных-белых, остаточных форм.
В европейском и восточно-азиатском искусстве
Подробнее >>
Словарь >> мы находим много произведений, которые построены исключительно на чистом контрасте
Подробнее >>
Словарь >> светлого и тёмного. Этот контраст
Подробнее >>
Словарь >> имел огромное значение для живописи
Подробнее >>
Словарь >> тушью
Подробнее >>
Словарь >> в Китае и Японии. Основы
Подробнее >>
Словарь >> этого искусства
Подробнее >>
Словарь >> выросли здесь из шрифта и письма кистью
Подробнее >>
Словарь >>. Эти шрифтовые рисунки обладали огромным богатством форм. Чтобы добиться смысловой и ритмической точности исполнения, рисовальщик должен был делать огромное количество движений руки. Предпосылкой «правильного» письма кистью
Подробнее >>
Словарь >> являлось также чувство формы, ритмическое чутьё и интуитивная пластика
Подробнее >>
Словарь >> движений, «Подобно тому, как стрелок из лука точно намечает себе цель, натягивает тетиву и выпускает стрелу, так и пишущий должен сосредоточиться, представить себе форму знаков
Подробнее >>
Словарь >>, а затем с уверенностью в себе сильно и решительно вести кистью». Так говорил китаец Чанг Ие. Эта манера
Подробнее >>
Словарь >> письма является результатом внутреннего автоматизма. Подобно тому, как шрифтовые знаки только после бесконечных упражнений, в конце концов, как бы автоматически стекали с кисти
Подробнее >>
Словарь >>, так и изучение форм природы у китайских и японских художников
Подробнее >>
Словарь >> шло до тех пор, пока их воспроизведение совершалось почти «наизусть». Этот автоматизм предполагал духовную сосредоточенность и одновременно ослабление физического напряжения. Медитативные упражнения в чан или дзен-буддизме, составляли основу духовно-телесной подготовки. Поэтому среди самых больших художников, работавших тушью
Подробнее >>
Словарь >>, мы находим много монахов, принадлежавших к этим сектам. цвет должен быть показан столь же тёмным, как красный и синий. Светлый жёлтый цвет при затемнении поневоле теряет свой характер. Поэтому многие художники
Подробнее >>
Словарь >> испытывают естественное желание не затемнять его. На рисунке
Подробнее >>
Словарь >> 14 даны все цвета
Подробнее >>
Словарь >> в той же степени затемнённости, как и синий в центре.
Особые затруднения вызывают холодные и тёплые цвета. Холодные цвета
Подробнее >>
Словарь >> производят впечатление
Подробнее >>
Словарь >> прозрачности и лёгкости и в большинстве случаев используются слишком светлыми, в то время как тёплые цвета
Подробнее >>
Словарь >>, благодаря их непрозрачности, используются слишком тёмными. Одинаковая светлота или одинаковая темнота делают цвета
Подробнее >>
Словарь >> как бы родственными. Благодаря одинаковой тональности они становятся как бы связанными и объединёнными между собой. Сам этот факт и его возможности как художественного
Подробнее >>
Словарь >> средства недооценивать нельзя. Особенно сложны проблемы светлого и тёмного в хроматических цветах и в их отношении к ахроматическим цветам — чёрному, белому
Подробнее >>
Словарь >> и серому.
На цветовом шаре (рис. 51, 52) представлены как хроматические цвета
Подробнее >>
Словарь >> цветового круга, состоящего из двенадцати частей, как и ахроматические. В противоположность живой вибрации многообразия хроматических цветов, ахроматические производят впечатление
Подробнее >>
Словарь >> жёсткости, недоступности и абстрактности. Однако с помощью хроматических цветов в цветах ахроматических можно пробудить трепетную жизненность.
На рисунках
Подробнее >>
Словарь >> 31-36 мы видим, как ахроматический серый настолько находится под влиянием соседнего цвета
Подробнее >>
Словарь >>, что начинает казаться дополнительным к нему. Но монахи не только медитировали, чтобы стать художниками
Подробнее >>
Словарь >>, но и использовали рисование кистью
Подробнее >>
Словарь >> в качестве медитативных упражнений для достижения внутренней сосредоточенности. Способ изображения
Подробнее >>
Словарь >> в гравюрах на дереве и на меди также основан на сопоставлении тёмного и светлого. Благодаря направлению штриха и тональным плоскостям гравер может добиться дифференцированной передачи всех тональных градаций тёмного и светлого. Используя эти способы Рембрандт в своих гравюрах добивался решения огромного числа самых различных тем. И не удивительно, что в своих рисунках
Подробнее >>
Словарь >> пером
Подробнее >>
Словарь >> или кистью
Подробнее >>
Словарь >>, мастерски
Подробнее >>
Словарь >> выполненных в технике
Подробнее >>
Словарь >> светотени
Подробнее >>
Словарь >>, он часто достигал силы суггестивной убедительности, свойственной восточно-азиатской живописи
Подробнее >>
Словарь >> тушью
Подробнее >>
Словарь >>. Сера в своих многочисленных рисунках
Подробнее >>
Словарь >> научно подходил к выстраиванию градаций светлого и тёмного. Рационально обдумывая точку за точкой, он добивался в своих рисунках
Подробнее >>
Словарь >>, как и в своих картинах, мягчайших тональных переходов. До сих пор мы изучали контраст
Подробнее >>
Словарь >> светлого и тёмного только в области чёрно-бело-серых тонов
Подробнее >>
Словарь >>. Вместе с тем чрезвычайно важно, чтобы цвета
Подробнее >>
Словарь >>, имеющие одинаковую яркость или одинаковую темноту, могли быть точно различимы. Развить эту способность
Подробнее >>
Словарь >> можно благодаря следующим трём упражнениям. На разграфлённом подобно шахматной доске листе бумаги
Подробнее >>
Словарь >> одна из клеток заполняется жёлтой, красной или синей краской
Подробнее >>
Словарь >>. Задача состоит в том, чтобы к каждому из этих цветов добавить цвета
Подробнее >>
Словарь >> одинаковой светлоты или одинаковой с ними темноты. При этом необходимо следить за тем, чтобы в каждом упражнении были использованы соответственно желтоватые, синеватые или красноватые тона
Подробнее >>
Словарь >>. Также не следует путать яркость или чистоту цвета
Подробнее >>
Словарь >> с его светлотой. Задание, суть которого в том, чтобы написать все цвета
Подробнее >>
Словарь >> столь же светлыми, как и жёлтый, весьма трудно, потому что тот факт, что жёлтый цвет очень светел, познается не сразу (рис. 13).
Другая трудность возникает также тогда, когда жёлтый Когда в композиции
Подробнее >>
Словарь >> участвуют и граничат с хроматическими цветами цвета
Подробнее >>
Словарь >> ахроматические одной с ними светлоты, то последние теряют свой нейтральный характер. Если художнику
Подробнее >>
Словарь >> желательно, чтобы ахроматические цвета
Подробнее >>
Словарь >> сохраняли свой абстрактный характер, он должен придавать хроматическим цветам отличную от них свет лоту. Если в цветовой
Подробнее >>
Словарь >> композиции
Подробнее >>
Словарь >> белые, серые и чёрные цвета
Подробнее >>
Словарь >> используются в качестве средства создания абстрактного впечатления
Подробнее >>
Словарь >>, то в этой композиции
Подробнее >>
Словарь >> не должно быть хроматических цветов той же светлоты, ибо в противном случае в результате одновременного контраста
Подробнее >>
Словарь >> серый цвет будет производить впечатление
Подробнее >>
Словарь >> хроматического цвета
Подробнее >>
Словарь >>. Если в цветовой
Подробнее >>
Словарь >> композиции
Подробнее >>
Словарь >> серый цвет используется в качестве живописного
Подробнее >>
Словарь >> компонента, то его тон должен быть той же светлоты, что и хроматические цвета
Подробнее >>
Словарь >>.
В то время как импрессионисты
Подробнее >>
Словарь >> стремились к живописному воздействию серых тонов
Подробнее >>
Словарь >>, сторонники конструктивной и реалистической
Подробнее >>
Словарь >> живописи
Подробнее >>
Словарь >> относились к чёрному, белому
Подробнее >>
Словарь >> и серому цвету
Подробнее >>
Словарь >> как к средству абстрактного воздействия.
Проблемы цветовых
Подробнее >>
Словарь >> контрастов
Подробнее >>
Словарь >> светлого и тёмного легко могут быть разрешены с помощью упражнения, представленного на рисунке
Подробнее >>
Словарь >> 15. К двенадцатичастным градациям серого тона
Подробнее >>
Словарь >> в его переходах от белого
Подробнее >>
Словарь >> к чёрному, мы добавляем двенадцать чистых цветов цветового круга, соответствующих по своей светлоте градациям серого цвета
Подробнее >>
Словарь >>. И видим, что чистый жёлтый цвет соответствует третьей ступени серого цвета
Подробнее >>
Словарь >>, оранжевый - пятой, красный — шестой, синий - восьмой, а фиолетовый — десятой. Таблица показывает, что насыщенный
Подробнее >>
Словарь >> жёлтый цвет является самым светлым из чистых тонов
Подробнее >>
Словарь >>, а фиолетовый — самым тёмным. Так что жёлтый цвет, чтобы совпасть с тёмными тонами
Подробнее >>
Словарь >> серой шкалы, должен приглушаться, начиная уже с четвёртой ступени. Чистый красный и синий тона
Подробнее >>
Словарь >> расположены более глубоко, на расстоянии всего нескольких ступеней от чёрного и далеко от белого
Подробнее >>
Словарь >>. Каждая примесь чёрного или белого
Подробнее >>
Словарь >> уменьшает яркость цвета
Подробнее >>
Словарь >>.
Если мы подготовим таблицу с последовательностью в восемнадцать ступеней вместо двенадцати и соединим между собой точки максимальной яркости, то увидим, что кривая будет иметь форму параболы. Тот факт, что насыщенные
Подробнее >>
Словарь >> яркие цвета
Подробнее >>
Словарь >> отличаются между собой по светлоте, как это показано на таблице рисунка 16, чрезвычайно важен. Нам следует усвоить, что яркий, насыщенный жёлтый цвет весьма светел и что такой субстанции как тёмный жёлтый цвет не существует. Насыщенный, сугубо синий цвет очень тёмен, а светлые синие тона
Подробнее >>
Словарь >> бледны и неярки. Красный цвет только в тёмном виде может излучать свою яркость, а осветлённый до уровня чистого жёлтого теряет свою яркость. Колорист обязательно должен учитывать это в своих композициях. Когда живописцу
Подробнее >>
Словарь >> требуется, чтобы насыщенный
Подробнее >>
Словарь >> жёлтый создавал
Подробнее >>
Словарь >> максимальное впечатление
Подробнее >>
Словарь >>, то вся композиция должна носить светлый характер, в то время как насыщенный
Подробнее >>
Словарь >> красный или синий требуют общего тёмного решения композиции
Подробнее >>
Словарь >>. Светящиеся красные тона
Подробнее >>
Словарь >> на картинах Рембрандта так выразительно сияют лишь благодаря контрасту
Подробнее >>
Словарь >> с более тёмными. Когда Рембрандт хочет добиться сияния жёлтых тонов
Подробнее >>
Словарь >>, то погружает их в относительно светлый цветовой
Подробнее >>
Словарь >> ряд. В то время как насыщенный
Подробнее >>
Словарь >> красный в этом окружении начинает производить впечатление
Подробнее >>
Словарь >> просто чего-то тёмного и теряет свою звучность.
Различия цветов по их светлоте ставит особо трудные задачи перед художниками
Подробнее >>
Словарь >>, работающими с текстилем. Известно, что текстильный проект решается сразу в четырёх или большем количестве колористических вариантов, которые в коллекции
Подробнее >>
Словарь >> должны обладать определённым цветовым
Подробнее >>
Словарь >> единством. Основное правило заключается здесь в том, чтобы каждый колористический вариант рисунка имел одну и ту же систему контрастных
Подробнее >>
Словарь >> соотношений, как на рисунках
Подробнее >>
Словарь >> 11 и 12.
Если в основном проекте имеется яркий красный цвет, то в остальных колористических вариантах не окажется достаточно ярких цветов, имеющих ту же степень темноты, какой обладает красный. Но при этом соотношения между цветовыми градациями во всех вариантах должны быть одинаковыми. Если красный цвет будет заменён ярким оранжевым, то вся цветовая композиция должна быть перестроена в соответствии со ступенями светлотной градации яркого оранжевого цвета
Подробнее >>
Словарь >>. И в этом случае ткань с оранжевым рисунком будет в целом светлее, чем ткань в красном варианте. Если бы мы захотели приравнять оранжевый цвет к степеням градации
Подробнее >>
Словарь >> красного, то яркому красному соответствовал бы лишённый всякой яркости коричнево-оранжевый цвет. Большая трудность заключается в том, что отношения светлоты и темноты чистых цветов меняются в зависимости от интенсивности освещения. Красный, оранжевый и жёлтый кажутся более тёмными при недостаточно ярком свете, в то время как зеленый и синий в этих условиях воспринимаются более светлыми. Цвета
Подробнее >>
Словарь >> и их отношения идеально проявляют себя только при ярком дневном свете, а в сумерках оказываются искажёнными. Картины
Подробнее >>
Словарь >>, написанные для алтаря и рассчитанные на полутьму церкви, не следует выставлять в ярком искусственном свете, ибо такое освещение исказит все световые соотношения цветов.
Я бы хотел подчеркнуть, что для живописца
Подробнее >>
Словарь >> насыщенный жёлтый цвет не содержит ни белого
Подробнее >>
Словарь >>, ни чёрного цвета
Подробнее >>
Словарь >>, их нет и в чисто оранжевом, красном, синем, фиолетовом и зелёном. Когда живописец
Подробнее >>
Словарь >> говорит о красном цвете
Подробнее >>
Словарь >> с чёрной или белой примесью, то имеет ввиду его изменённый, осветлённый или затемнённый тон. Для технических целей примесь чёрного или белого
Подробнее >>
Словарь >> цвета
Подробнее >>
Словарь >> имеет другое назначение.
Картина
Подробнее >>
Словарь >>, написанная на контрасте
Подробнее >>
Словарь >> светлого и тёмного, может быть выдержана в двух, трёх или четырёх основных тональностях. Художник
Подробнее >>
Словарь >> работает, как говорится, двумя, тремя, четырьмя красками
Подробнее >>
Словарь >>, заботясь при этом, чтобы основные группы были хорошо согласованы друг с другом. Каждый из планов может иметь небольшие тональные различия, которые не должны стирать различий между главными группами. Для соблюдения этого правила важно иметь глаз, воспринимающий цвета
Подробнее >>
Словарь >> одинаковой тональности. Если главные тональные группы или планы не соблюдать, то композиция теряет организованность. ясность и силу.
Главная причина, которая заставляет художника
Подробнее >>
Словарь >> работать планами, заключается в необходимости сохранить в картине её общую плоскостность. Благодаря упорядоченности планов можно сгладить и обезопасить все нежелательные проявления глубины. Развитие пространства внутрь может быть прекращено за счёт соотнесённости всех тональных отношений с тональностью планов. Обычно планы делятся на передний, средний и задний. Но не обязательно, чтобы главные фигуры непременно находились на переднем плане. Передний план может быть совершенно пустым, а главное действие развёртываться на среднем плане. Изобразительные возможности принципа контраста
Подробнее >>
Словарь >> светлого и тёмного можно продемонстрировать на примерах картины
Подробнее >>
Словарь >> Франсиско Сурбарана (1598-1664) «Лимоны, апельсины и розы», Флоренция
Подробнее >>
Словарь >>, собрание А.Контини-Бонакосси; картины
Подробнее >>
Словарь >> Рембрандта «Мужчина с золотым шлемом», Берлин
Подробнее >>
Словарь >>, Картинная галерея
Подробнее >>
Словарь >>, и картины Пабло Пикассо «Гитара на камине», 191 5.